Статья
Развитие психики
Развитие — это изменение в противоположность.
В любом ребенке изначально самой природой заложен врожденный потенциал развития для того, чтобы он мог быть успешным, реализованным и счастливым. Но мы, родители, зачастую, из самых благих намерений сбиваем заданную природой программу развития свойств психического, будучи уверенными в том, что раз так было лучше для меня, значит такой-же подход к воспитанию будет оптимальным и для моего ребенка. Или просто не понимаем, что именно необходимо для правильного развития малыша, иногда, совершая, фатальную ошибку. Это происходит потому, что только в растительном мире у яблоньки нарождается яблочко, или в животном мире у птички, рождается птичка, а у рыбки – рыбка. А вот у человека, если рассматривать свойства психического, зачастую бывает так: у «помидорки" рождается "апельсинка", а у "рыбки"– "кошечка".

Это животные все разные снаружи (гиппопотамы, жирафы, зайчики, обезьянки) но при этом абсолютно одинаковые внутри - ими руководит внутривидовой инстинкт. А вот люди будучи абсолютно одинаковыми снаружи своими свойствами психики могут быть контрарно противоположны друг-другу, как птичка - рыбке. У двух детей, рожденных в одной семье, восприятие мира, мышление, желания, то есть свойства психики могут отличаться даже более чем у землян и существ с неведомой нам планеты. А значит и подход к их воспитанию должен быть абсолютно разный. Об этом мы поговорим чуть позже… Так как есть и то, что при всей разности свойств психического необходимо развивать у всех детей одинаково правильно — это мышление и воображение.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро.

Чтение изменило нас навсегда. Не топорик с молоточком и не труд прямоходящее животное превратил в человека, а произошла, так называемая, когнитивная революция. Об этом в своей книге "Sapiens. Краткая история человечества", пишет Юваль Ной Харари. Человек начал пользоваться осознанным словом. Именно через устное слово – произошла мутация необходимая для выживания целого вымирающего вида, ни тела как у животных, а психики homo sapiens. А появление письменного слова – стало новым наиважнейшим витком, а точнее рывком в эволюции всего человечества. Книга до сих пор каким-то абсолютно невероятным образом влияет на нашу судьбу, изменяя ее…

В процессе чтения литературы человеческий мозг перестраивается и начинает функционировать по-новому. Нарабатываются новые нейронные связи, формируются нейронные сети. Мозг развивается и растет. Именно через букву с помощью письма, чтения и заучивания слов, великий нейрофизиолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия творил чудеса, возвращая, полную функциональность мозга солдатам получившим тяжелые ранения в голову. Лурия буквально возвращал им их жизнь.


Мышление и воображение — наше все.

Мышление и воображение - это залог успешной реализации и достижения больших высот в будущем. Сначала нечто необходимо вообразить, представить и лишь потом этот замысел можно реализовать, воплотить в реальность, запечатлеть или отразить в материи. Все то, что мы видим вокруг – машины, дома, технологии и даже государство со своими законами, в котором мы живем, изначально было создано в воображении и лишь потом замысел, некая идея была материализована. Все то, что нас окружает помимо неживой, растительной и животной природы - это плоды нашего воображения. Таким образом, в современном мире чем лучше у человека развито воображение - тем больше у него шансов на успех в будущем.

Юваль Ной Харари в своем исследовании утверждает - «Мы правим миром потому, что ни одно другое животное не способно верить в то, что существует только в воображении – богов, государство, деньги или права человека.".

- "Уникальность языка наших предков состояла в способности сообщать о таких вещах, которые мы никогда не видели, не слышали и не нюхали… Легенды, мифы, боги, религии, появились в результате когнитивной революции. Способность обсуждать вымысел – наиболее удивительное свойство языка сапиенсов. Этот язык можно поэтому назвать языком вымысла".

- Уровень цивилизации определяется уровнем сотрудничества с незнакомыми людьми. Язык вымысла позволили создавать общую мифологию, которая наделила сапиенсов небывалой способностью к гибкому сотрудничеству в больших коллективах. Мо мере развития языка менялись мифы, которые объединяли все большее количество людей".

Д.К. Скачкова в своей работе «К вопросу о роли воображения в человеческом познании» говорит о том, что - «Основной функцией воображения является идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищение того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию невозможны без воображения»

Все великие ученые, писатели, художники имели развитое воображение, а гениальные изобретатели с помощью воображения заглядывали на много столетий вперед, значительно опережая свое время.
Мы моделируем свою реальность в своей голове.

Будущего... еще нет. Оно еще не наступило - его можно только вообразить. Прошлого... уже нет. Оно живет в нашей памяти и искажено нашим настоящим состоянием, субъективным восприятием реальности. Таким образом и то, и другое существует лишь в нашей голове. Посредством воображения мы сами создаем и моделируем свою будущую реальность. И в зависимости от того насколько у нас развито воображение – такое будущее для себя мы и создаем, причем, в настоящем. Кстати, мы также является творцами и своего настоящего, которое воспринимаем нами через себя, через свое состояние, ощущения, переживания, ожидания, опыт, чувства, мысли.

Человек — это единственное существо воспринимающее время. Животные живут в текущем настоящем. Более того, для нас будущее в приоритете над настоящим. Мы бессознательно сохраняем себя сегодня ради завтрашнего дня. При неуверенности в будущем человек испытывает стресс причем в здесь и сейчас. Он уже как-бы в нем живет, в своей голове, проецируя свое ожидаемое состояние на настоящий момент, не осознавая, что реальность, созданная им у себя в голове (внутри) с реальностью, которая вокруг него (снаружи) никак и нигде не стыкуется.

Вы замечали о чем вы думаете чаще всего? Обращали внимание на свои мысли и фантазии? У тех, кто приходит ко мне часто в голове фильм ужасов, в котором они сами и сценарист, и режиссер и... актер в главной роли. А также люди бессознательно верят в то, что обладают талантом телепатии и экстрасенсорики, приписывая свои мысли и чувства другим. Требуется какое-то время чтобы убедить человека в том, что он не знает, что в голове у других людей: о чем они думают, что чувствую и уже точно не может знать того, что и как будет происходить дальше. Он может составлять прогнозы на базе своих же фантазий, прошлого опыта; может нечто желать или что-то предполагать... но, знать наверняка он не может. Иногда я спрашиваю: если у вас забрать ваши страдания, то чем вы наполните свою жизнь?

Неизвестность и пустота пугает человека еще больше, чем знание о том, что будет происходить и чего именно ожидать от той или иной ситуации. Люди не боятся самого события, они боятся тех переживаний, которые связаны с событием - "я это не переживу..!". Мы не боимся самой смерти. Мы боимся той неизвестности, которая связана со смертью. Мы не знаем... Что там?

Люди, которые в состоянии вообразить завтрашний день в его многовариативности или придумать для себя лучшее будущее, испытывают меньший стресс. Их иммунная система хорошо работает. Хорошее настроение стимулирует иммунитет, а подавленное - его снижает.
Наши чувства имеют форму.

Человек — это чувственная и сознательная форма жизни. Мы воспринимаем жизнь, переживая ее и осознавая свои ощущения. Наши чувства имеют форму воображения. Когда в нашей голове рождается какой-либо образ мы чувственно переживаем его, а какое-либо чувство, от обратного, создает образ. Данный феномен восприятия выражен в наших иррациональных страхах и иногда является корнем панических атак.

Люди, подавляющие свои переживания, вытесняющие, не осознающие их, не позволяющие себе проявлять чувства в следствии ложных установок, неспособны вообразить свое лучшее будущее. Настоящее у них всегда уныло, а в будущем - тревога неизвестности и пустота, которую выдержать еще сложнее чем созданный в своей-же голове и запланированный внутри себя и для себя "Армагеддон". Таким образом собственной мыслительной продукцией они заполняют пустоту по мере развитости психики и реализованности желаний. Как говорил Зигмунд Фрейд, человек всю жизнь учится лишь одному – выдерживать тревогу неопределенности. Чтобы ее выдержать надо развивать интеллект, воображение, чувственность. Как это сделать?


Как развить воображение?

Воображение развивается с помощью чтения классической художественной литературы. Почему именно классической? В ней используется правильное, проверенное веками слово, на котором выросло ни одно поколение великих людей. А определение "художественная" говорит само за себя. - это та литература, в которой тонко, точно и чувственно выписан некий образ.

Воспринимая букву черную на белом, мозг конвертирует ее в образ. Мысленно складывая буквы в слова, мозг создает десятки, сотни и тысячи различных образов. Фактически мы просто видим в своей голове то, о чем написано и более того мы это чувствуем, погружаясь в мир воображения. Наш мозг устроен таким образом, что совершенно одинаково воспринимает окружающую нас реальность и ту, в которую мы включаемся, читая книгу. В связи с чем, мы не только нарабатываем и развиваем воображение но, и получаем опыт взаимодействия с другими людьми, примеры эмоционального отреагирования, чувственных переживаний, милосердия, справедливости, сопереживания, сострадания и сочувствия, любви, которая является основой для развития эмоционально-образного интеллекта, влияя на нашу стрессоустойчивость.

Каждое слово имеет форму, как некий образ и смысл, наполняющий данную форму. На каждый смысл, на каждое слово у нас возникает образ и наоборот. Правильное слово возбуждает яркие образы, создавая ассоциативные ряды. Новый смысл слова рисует новую картину, подключаются воспоминания. Чем больше мы читаем, тем больше представляем образов, чем они насыщеннее, тем богаче наше воображение. Таким образом нарабатываются новые нейронные связи, расширяются нейронные сети.

При чтении классической художественной литературы развивается не только зрительная кора, но и в целом весь мозг. Активно включаются в работу лобные доли, которые можно условно назвать командным центром головного мозга. Они обеспечивают мотивацию, планирование и исполнение цели и целенаправленное поведение; они также являются местом многих тормозных функций и главное - они отвечают за способность концентрации внимания, то есть за произвольное внимание. Проблема дефицита произвольного внимания обычно проявляется в начальной школе, но она далеко не детская и зачастую является бичом современности с ее скоростями, объемом информации, которую мы не то чтобы не успеваем обработать.... но, даже не в состоянии просто воспринять или "взять". Многие люди грешат на свою память. Хотя за рабочую память и отвечают лобные доли (третий блок), но мы сейчас не о ней. И чаще всего, сама проблема даже не памяти как таковой (первый блок мозга), так как если им удалось сосредоточиться (включился в работу третий блок), то с запоминанием и воспроизведением нет проблем. Более того минимальная дисфункция лобных долей отмечается при отсутствии ощущения безопасности и защищённости (при стрессе) и «лоб» практически выпадает из работы при эндогенных депрессиях. Но у нас здесь лекция не по нейропсихологии, поэтому вернемся к основной теме.

В связи с этим всех, кто ко мне обращается за помощью я прошу начать читать, рекомендуя им проверенную литературу, которая работает и это доказано, в том числе, при реабилитации и восстановлении постинсультных пациентов. Федор Михайлович Достоевский. Некоторые меня за это упрекают – "мол типа странная.., заставила читать!". Психология, да и просто поговорить – это замечательно, но для того чтобы качественно изменить состояние нужна надежная опора на нейрофизиологию. При этом важно именно читать, то есть воспринимать символы как черное на белом именно глазами. Если мы слушаем аудиокнигу, то выпадает важнейшее звено преобразования в мозгу символа, буквы, слова в образ, а значит воображение не развивается.

Мир будущего — это плод чьего-то воображения, способности представить, создать то чего нет. Сейчас больше всего платят за нестандартность мышления, за новые идеи, за уникальные решения. В настоящем все больше нарастает противостояние и идет активная борьба, и это борьба не мышечной массы, физической силы и даже не скорости – это война интеллектов. Таким образом, лучшее будущее не у того, кто на него надеется или ждет, что ему его обеспечат, а у кого более развито воображение, интеллект. И о своем будущем стоит позаботиться в настоящем.
Мы - то, что мы едим? Нет.. Мы - то, что мы читаем.

В процессе чтения сложной, элитарной литературы, которую без сосредоточения и концентрации внимания невозможно понять – мы развиваем наше мышление. Не только развитие воображения, но и концентрация, устойчивость внимания требует тренировки. Когда нам необходимо что-то исправить в своем теле, мы идем в спортзал, прикладываем усилия, работая с дополнительным весом, а вот когда нам нужно изменить мышление, мы тренировок всячески избегаем, думая лишь о «булочке с маслом». Наш мозг невероятно ленив, и эта леность природная, об этом мы говорили на лекциях и в материале «Реализация себя». Мышление необходимо развивать и это развитие возможно лишь с помощью преодоления себя, приложения целенаправленных усилий и ежедневной тренировки.

В Обществе исследований в области развития ребенка (The Society for Research in Child Development) был проведен эксперимент среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет. Оказалось, что чем раньше человек приобретает навыки чтения, тем выше общий уровень интеллекта. В парах близнецов одного ребенка учили читать раньше другого и первый оказывался умнее своего близнеца.

Более того мышление очень хорошо развивается с помощью изучения математики, а логическое мышление – только так. Что такое логика? – Это причинно-следственная связь, которая лежит в основе всего сущего. С нами же зачастую бывает так, что мы изо всех сил пытаемся воздействовать на следствие, абсолютно не понимая причину, в итоге приходя к ощущению безысходности. Более того, логика — это рациональное мышление. В природе все боле чем рационально, даже растения притягивают к себе полезные вещества, отталкивая вредные, а вот люди, на своем высоком уровне развития, периодически действуют совершенно наоборот… Человек — это сознательная и чувственная форма жизни. Если чувства, то есть эмоционально-образный интеллект, развивается с помощью классической художественной литератур, то сознание – или абстрактный интеллект, при помощи символа и лучше всего математического, так как абстракция — это его суть.



Я мыслю, следовательно, существую. Рене Декарт

Что такое мысль? — это слово. Понимание — это тоже слово. Осознание чего-либо возможно тоже только посредством слова. Слово — это ключ к раскрытию смысла и воплощению замысла. Поэтому проблема понимания себя, либо других, осознания своих потребностей, желаний, состояний, зачастую связана лишь с тем, что нам просто не хватает словарного запаса. Многие люди переживают плохие состояния лишь потому, что не понимают того, что с ними происходит и почему. Вопрос адаптации и реализации в обществе посредством самовыражения – тоже связан с количеством тех слов, которые мы используем в повседневной жизни. Ведь основное средство общения с другими людьми — это наша речь, которая наряду с развитым мышлением, воображением, вниманием, памятью – наше единственное конкурентное преимущество.

Мы познаем мир вокруг и самих себя, только называя все своими именами. Осмысливаем происходящее через слово. Мы способны воспринимать окружающую реальность только с помощью слова. Для этого нужен запас слов. Какие слова припасены в кладовых сознания, такие мысли в голову и приходят. Скудный словарный запас – такое же и мышление. Нет слов - и мыслей… нет.


Слово — это прямая связь с психикой.

Чем больше запас слов, тем шире сознание. Некоторые ищут способ расширить свое сознание при помощи медитаций, аффирмаций, измененных состояний, в которые погружаются иногда при помощи химических или органических веществ, воздействующих на мозг и т.д. Но это не работает. Это все-равно что, если бы проблему человека с органическим поражением мозга мы бы пытались решить при помощи намазывания на его лоб зеленки. Потрясающий визуальный эффект, однозначен – зеленый лоб. Но как это поможет решить проблему?

Как развивается сознание? Расширением запаса смыслов. Смысл раскрывается с помощью слова. Слово — это ключ к смыслу, в том числе, и к смыслу жизни, который невозможно постичь, и раскрыть если нет соответствующего словарного запаса. Многие при возникновении все более угнетающего вопроса о смысле жизни, не находя ответа, ощущают свое бессилие, безысходность и отчаяние. В свою очередь данные тяжелые состоянии вызывают суицидальные мысли. Вот тут нужно вовремя развернуться от подоконника, как от попытки войти к Богу с черного входа, к книжному шкафу. Это не смысла жизни не существует, а соответствующих мыслей в голове и слов в запасе. Мы расширяем сознание, увеличивая запас слов чтением художественной классической литературы. Другой альтернативы не существует. Правильная литература приучает мыслить последовательно и непротиворечиво. Благодаря тому, что формируется однозначная причинно-следственная связь в нашем сознании не может быть взаимоисключающих понятий.