Наши чувства имеют форму.
Человек — это чувственная и сознательная форма жизни. Мы воспринимаем жизнь, переживая ее и осознавая свои ощущения. Наши чувства имеют форму воображения. Когда в нашей голове рождается какой-либо образ мы чувственно переживаем его, а какое-либо чувство, от обратного, создает образ. Данный феномен восприятия выражен в наших иррациональных страхах и иногда является корнем панических атак.
Люди, подавляющие свои переживания, вытесняющие, не осознающие их, не позволяющие себе проявлять чувства в следствии ложных установок, неспособны вообразить свое лучшее будущее. Настоящее у них всегда уныло, а в будущем - тревога неизвестности и пустота, которую выдержать еще сложнее чем созданный в своей-же голове и запланированный внутри себя и для себя "Армагеддон". Таким образом собственной мыслительной продукцией они заполняют пустоту по мере развитости психики и реализованности желаний. Как говорил Зигмунд Фрейд, человек всю жизнь учится лишь одному – выдерживать тревогу неопределенности. Чтобы ее выдержать надо развивать интеллект, воображение, чувственность. Как это сделать?
Как развить воображение?
Воображение развивается с помощью чтения классической художественной литературы. Почему именно классической? В ней используется правильное, проверенное веками слово, на котором выросло ни одно поколение великих людей. А определение "художественная" говорит само за себя. - это та литература, в которой тонко, точно и чувственно выписан некий образ.
Воспринимая букву черную на белом, мозг конвертирует ее в образ. Мысленно складывая буквы в слова, мозг создает десятки, сотни и тысячи различных образов. Фактически мы просто видим в своей голове то, о чем написано и более того мы это чувствуем, погружаясь в мир воображения. Наш мозг устроен таким образом, что совершенно одинаково воспринимает окружающую нас реальность и ту, в которую мы включаемся, читая книгу. В связи с чем, мы не только нарабатываем и развиваем воображение но, и получаем опыт взаимодействия с другими людьми, примеры эмоционального отреагирования, чувственных переживаний, милосердия, справедливости, сопереживания, сострадания и сочувствия, любви, которая является основой для развития эмоционально-образного интеллекта, влияя на нашу стрессоустойчивость.
Каждое слово имеет форму, как некий образ и смысл, наполняющий данную форму. На каждый смысл, на каждое слово у нас возникает образ и наоборот. Правильное слово возбуждает яркие образы, создавая ассоциативные ряды. Новый смысл слова рисует новую картину, подключаются воспоминания. Чем больше мы читаем, тем больше представляем образов, чем они насыщеннее, тем богаче наше воображение. Таким образом нарабатываются новые нейронные связи, расширяются нейронные сети.
При чтении классической художественной литературы развивается не только зрительная кора, но и в целом весь мозг. Активно включаются в работу лобные доли, которые можно условно назвать командным центром головного мозга. Они обеспечивают мотивацию, планирование и исполнение цели и целенаправленное поведение; они также являются местом многих тормозных функций и главное - они отвечают за способность концентрации внимания, то есть за произвольное внимание. Проблема дефицита произвольного внимания обычно проявляется в начальной школе, но она далеко не детская и зачастую является бичом современности с ее скоростями, объемом информации, которую мы не то чтобы не успеваем обработать.... но, даже не в состоянии просто воспринять или "взять". Многие люди грешат на свою память. Хотя за рабочую память и отвечают лобные доли (третий блок), но мы сейчас не о ней. И чаще всего, сама проблема даже не памяти как таковой (первый блок мозга), так как если им удалось сосредоточиться (включился в работу третий блок), то с запоминанием и воспроизведением нет проблем. Более того минимальная дисфункция лобных долей отмечается при отсутствии ощущения безопасности и защищённости (при стрессе) и «лоб» практически выпадает из работы при эндогенных депрессиях. Но у нас здесь лекция не по нейропсихологии, поэтому вернемся к основной теме.
В связи с этим всех, кто ко мне обращается за помощью я прошу начать читать, рекомендуя им проверенную литературу, которая работает и это доказано, в том числе, при реабилитации и восстановлении постинсультных пациентов. Федор Михайлович Достоевский. Некоторые меня за это упрекают – "мол типа странная.., заставила читать!". Психология, да и просто поговорить – это замечательно, но для того чтобы качественно изменить состояние нужна надежная опора на нейрофизиологию. При этом важно именно читать, то есть воспринимать символы как черное на белом именно глазами. Если мы слушаем аудиокнигу, то выпадает важнейшее звено преобразования в мозгу символа, буквы, слова в образ, а значит воображение не развивается.
Мир будущего — это плод чьего-то воображения, способности представить, создать то чего нет. Сейчас больше всего платят за нестандартность мышления, за новые идеи, за уникальные решения. В настоящем все больше нарастает противостояние и идет активная борьба, и это борьба не мышечной массы, физической силы и даже не скорости – это война интеллектов. Таким образом, лучшее будущее не у того, кто на него надеется или ждет, что ему его обеспечат, а у кого более развито воображение, интеллект. И о своем будущем стоит позаботиться в настоящем.