материал

Комплекс неполноценности

Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей закладывает основу будущих проблем. А свойства психики ребенка определяют, как на нем отразится тот или иной метод воспитания.
Желание быть лучшим.

Любому человеку важно, какое впечатление он производит на других людей. Хочется, чтобы тобой восхищались, любили, ценили. Но только у 25 % людей, и мужчин, и женщин, есть врожденное желание быть лучшими. Это не блажь и не погоня за недостижимым идеалом — это желание психики.

Они — прирожденные критики и перфекционисты, поэтому всегда строги, и в первую очередь к себе. И только они при определенных обстоятельствах, ощущая собственное несовершенство, превращают свою жизнь в сплошное мучение.

Особенно болезненно это проявляется у женщин. Потому что у них в голове есть четкий образ, какой должна быть «идеальная она». Несоответствие этому образу создает невыносимое ощущение собственной ущербности, а также чувство вины и стыда за это. Все это рождает комплекс неполноценности у женщин.
Неуверенность и сравнение

Неуверенность в собственной привлекательности или значимости невольно заставляет сравнивать себя с другими, с теми, кто кажется в чем-то лучше. И… всегда проигрывать в этом сравнении. Собственное несовершенство давит тяжелым камнем, вгоняя в тоску и апатию. Страшно и стыдно быть неидеальной.
Зло и беспощадно критикуя себя за недостатки, женщина чувствует отчаяние от своего несовершенства и что она бессильна это изменить. Это не дает быть уверенной в себе, легкой в общении, строить отношения, развиваться в профессии.
Комплекс неполноценности у женщин в основном связан либо с внешностью, либо с ощущением своей несостоятельности в важных сферах жизни: профессии, материнстве, отношениях. Многие при этом понимают, что ощущение собственной ущербности есть только в их голове, что проблема эта по большому счету надуманная. Но как справиться с этим — непонятно.
Причины возникновения

Убежденность в собственной непривлекательности и никчемности чаще всего берет свое начало в детстве.
Ребенок может полноценно расти и развиваться только в атмосфере любви и заботы — это дает ему ощущение защищенности и безопасности. Поскольку он еще ничего не знает о себе и мире вокруг, то опирается на оценки значимых людей. В раннем возрасте это родители и другие близкие родственники, в более старшем — сверстники, учителя и другие взрослые.
Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей закладывает основу будущих проблем. А свойства психики ребенка определяют, как на нем отразится тот или иной метод воспитания.

Ребенок, в психике которого есть желание быть лучшим, от рождения самый послушный и старательный. Мама для него — самый важный человек, ее словам он верит безоговорочно. Как мама сказала, значит, так и правильно. Для своей мамочки он старается быть самым-самым лучшим. Ему очень важно, чтобы она замечала его старания и хвалила. Ведь «любить» и «хвалить» для него синонимы. Хвалят — значит любят. Отсутствие похвалы, а тем более критику и упреки он воспринимает крайне болезненно. В ответ у него возникает чувство несправедливости и невольная обида, потому что справедливость для такого ребенка — это когда поровну. Он постарался и ждет, чтобы это заметили.

Когда ребенка воспитывают в излишней строгости, требуют от него только отличных оценок и беспрекословного подчинения, он растет в страхе. Старается изо всех сил, но требования слишком высоки, что бы он ни делал — все не так и все усилия тщетны.

Если мама постоянно ругает, упрекает или критикует, у ребенка появляется ощущение, что он все и всегда делает не так. Ведь любое недовольство мамы — это сигнал, что он не самый лучший. А если не лучший, то какой? Второсортный. Хуже всех. Значит, с ним что-то не так, это он какой-то неправильный, нехороший. Ведь мама лучше знает.
Появляется чувство вины за то, что не оправдал ожидания мамы. А с ним и чувство стыда за то, что не может быть идеальным. Ребенок становится обидчивым и замкнутым.
Постепенно рождается ложный, совершенно оторванный от реальности,
образ себя как ущербного и никчемного.
Отверженная

Подростковый период тоже не добавляет уверенности в себе. Насмешки и оскорбления сверстников или одноклассников могут нанести глубокую психологическую травму.
Прошло время, боль утихла, воспоминания померкли… Но, обычно подобные «уроки» накрепко усваиваются, только это неочевидно. Однажды столкнувшись с подобным отношением, девочка на всю жизнь запомнит этот опыт. Боль и обида от пережитого унижения буквально впечатываются в психику, а позже вытесняются в бессознательное.

Чтобы впредь защитить себя от подобного, она запрет чувства в себе. Впечатлительная и ранимая, теперь она будет со всеми держать безопасную дистанцию, не позволяя себе испытывать настоящие глубокие чувства — любовь, сопереживание, сострадание.
Девушка выросла, но в бессознательном остался отпечаток, что сближаться с другими людьми опасно, быть искренней и открытой — стыдно и страшно.
В эпицентре страхов

Но потребность в сильных чувствах никуда не уходит, ведь это врожденное желание. Не давая себе возможности испытывать любовь или сострадание, нежность или благодарность к другим людям, женщина сосредотачивается на себе самой.
А если не любовь, что тогда? Тогда страх — как единственная ее противоположность. Страх во всем своем многообразии.

Страх старости
Женщина начинает чрезвычайно придирчиво относиться к своей внешности — а кто ищет, тот всегда найдет, чем остаться недовольной. Кажется, что внешняя красота — это гарантия счастья. И как только достигнешь того идеального образа себя, который живет в голове, то автоматически станешь уверенной в себе и счастливой. А пока у тебя некрасивый нос, уши, ноги или лишний вес, то и счастья не видать.

Начинается гонка за призрачной красотой. Ведь так страшно терять молодость! Потому что молодость — это надежды. Это ощущение, что перед тобой вся жизнь и миллион возможностей. Поэтому надо как можно быстрее исправлять свои «недостатки», ведь кому нужны будут твои идеальные уши, нос или ноги, когда тебе будет 80 лет?
Тяжело жить с таким грузом мыслей о безрадостном будущем, которые явно не скрашивают настоящее. Невозможно целиком и полностью наслаждаться жизнью здесь и сейчас, когда страх прочно сидит глубоко внутри и дает о себе знать при каждом удобном случае.
Фиксация на себе

Люди с эмоционально-образным интеллектом способны буквально жить эмоциями, находя источник для любви и сопереживания, либо для страдания и переживания во всем, что их окружает.
Корень эмоционально-образного интеллекта, из которого он развился — это страх смерти, который является естественным свойством психики,
Первобытный страх смерти и является причиной возникновения многочисленных страхов и различных фобий, сигнализирующих о проблемах, связанных с эмоционально-образным интеллектом.
Любить не страшно, страшно не любить

Мы боимся, что, будучи старыми и некрасивыми, лишимся самого главного – любви. Боимся того, что нас не будут любить. Ведь именно любовь спасает нас от страха и дает самые яркие впечатления и наслаждения. В эмоционально-образном интеллекте любовь — это высшая ценность.
Но парадокс заключается в том, что мы и есть источник любви, и совершено неважно, сколько нам при этом лет. Любовь – это категория отдачи.

Мы способны любить, как никто другой. Ведь, любовь – это чувство, возникающее там, где страх за себя уступает место страху за другого. Страх вынесенный наружу или экстравертация через сострадание, сопереживание, сочувствие.
Для того чтобы выйти из страхов необходимо переключиться с требования любви к себе на ее отдачу другим, убрав фокус с себя и направив свое внимание на других людей, нуждающихся в поддержке. Экстравертация.

Причина и следствие.

Стремление к придуманной идеальной внешности или к идеальному я — процесс бесконечный, хоть это и неочевидно.
Страх, живущий глубоко внутри, проявляется разными мыслями и желаниями. Победив одного «демона», вы тут же встречаете другого, хотя, по сути, это один и тот же страх, только в разных обличиях. Важно избавиться от корня проблемы, тогда недовольство собой уйдет.
Плохая

Ощущение собственной неполноценности так глубоко встроилось в психику, что не может не отражаться и на профессиональной реализации. Женщина может годами маяться на нелюбимой работе, но ощущение собственной ущербности и страх не дают уйти и попробовать себя в чем-то новом.

Привычка постоянно чувствовать себя недостаточно хорошей, виноватой отравляет даже радость материнства, заставляя чувствовать себя плохой матерью. Постоянно присутствует ощущение, что она плохо старается и мало делает для своих детей.
Страшно сделать что-то не так, повести себя неправильно, совершить ошибку. Женщина живет, словно постоянно оглядываясь. Старается соответствовать чужим ожиданиям, пытается предугадать чужую реакцию. Собственные же мысли и чувства уходят на второй план. Ведь она давно перестала понимать свои желания, поскольку ориентируется только на то, чего от нее хотят другие.

Проекции и переносы

Ей кажется, что все, как мама когда-то, ждут от нее безупречности и безошибочности, поэтому начинает подстраиваться под ожидания других людей. Кажется, что окружающие только и делают, что оценивают ее негативно, осуждают. Возникает сильное внутреннее напряжение и беспокойство при общении с другими.

Кстати, это напрямую связано с популярным нынче понятием «самооценка». Диагноз «низкая самооценка» часто ставят себе женщины с комплексом неполноценности. Дело в том, что такого определения в принципе нет и быть не может.
Человек не может сам себя оценивать, нас всегда оценивают другие люди. Когда говорят: «У меня низкая самооценка» — это значит, что у человека есть стойкое ощущение, что окружающие оценивают его низко, что они не в восторге от его внешности или ума. Это субъективное ощущение.
Желание нужности и значимости

Когда не получается реализовать свои врожденные способности в любимой профессии, то чувствуешь себя так, словно не живешь данную тебе жизнь. И все воспринимается совершенно иначе, когда находишь лучшее применение своим природным свойствам и желаниям. Те, кто чувствуют свою нужность и значимость для общества и для других людей, комплексом неполноценности не страдают.

Взять ответственность за свою жизнь на себя

Основа будущего мировосприятия, конечно, закладывается в детстве. Ошибки воспитания его искажают.
Дело не в том, что ребенок плохой, все делает не так и вообще неправильный, а в том, что за свои старания он не получал желанной именно для его психического комфорта обратной связи. Такой, которая дала бы ему подтверждение своей нужности и значимости, ощущение, что он любим, что он на правильном пути.
Можно, конечно, винить родителей, только есть ли в их действиях намерение специально причинить ущерб своему ребенку? Все их ошибки только от незнания и непонимания себя. Воспитывали как умели, как могли, как их когда-то воспитывали.
А можно взять ответственность за свою жизнь на себя и самой решать, чем наполнять каждый свой день: любовью или страхом, благодарностью или чувством несправедливости.