Как вырастить одаренную личность
Нейропсихология
Нейропсихология - наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Цель нейропсихологии - понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.

.
1
Нейропсихологический комплексный подход
Нейропсихологический комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению это:
  • сочетание двигательной, когнитивной, дыхательной и эмоциональной коррекции на каждом занятии с ребенком. Все эти методы совокупно способствуют формированию психических функций, представляющих слабые звенья психического функционирования ребенка;
  • сочетание индивидуальных и групповых методов работы;
  • включение в комплекс занятий общеукрепляющих процедур и упражнений на релаксацию.
Сочетание методов, применяемых в рамках комплексного подхода, подбирается индивидуально согласно особенностям развития каждого ребенка.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для каждого ребенка составляется на основе нейропсихологического обследования, проводимого с целью оценки уровня сформированности психических функций ребенка. Это необходимо для понимания дефекта развития, лежащего в основе трудностей обучения, а также для определения приоритетных задач и выбора большего числа заданий из соответствующего комплекса.
«Дело тут не в недостатке соответствующих слов и звуков, а в недостатке соответствующих понятий и обобщений, без которых понимание невозможно. Как говорит Л. Н. Толстой, почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления».
Лев Выготский
Советский психолог. Основатель марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке»
2
Нейропсихологическое обследование
Нейропсихологическое обследование проводится с помощью нейропсихологических методов А.Р. Лурия, адаптированных для детского возраста. Важно отметить, что комплексное диагностическое исследование ребенка позволяет не только выявить общий уровень психофизического развития ребенка, его индивидуальные особенности и потенциальные возможности. Как показала практика, диагностика является начальным этапом обучения ребенка, а коррекционные занятия дают дополнительные данные для диагностики. Определение актуальных и потенциальных индивидуальных возможностей каждого конкретного ребенка позволяет разрабатывать всякий раз новую, индивидуальную программу коррекционно-развивающих занятий, подразумевающую как индивидуальный подбор самих заданий, так и определение их количества и продолжительности.

Другая особенность подхода - это акцент на игровых методах коррекционно-развивающего обучения, позволяющих проводить это обучение на непроизвольном уровне, повышать мотивацию и эмоциональную вовлеченность детей, т.е. добиваться оптимального единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский). Последовательность игр выстраивается в порядке усложнения структуры деятельности ребенка, однако в большинстве игр предусмотрена возможность их усложнения или упрощения, в зависимости от достижений ребенка, т.е. работа проводится в зоне ближайшего развития ребенка. Сложность задания определяется как возрастом, так и нейропсихологическим статусом малыша.

Еще одной специфической особенностью методов является двигательное опосредствование когнитивных процессов (например, речевая или мнестическая игра в сочетании с игрой в мяч). Синтез движения, речи и музыки (ритма) открывает возможность для роста связей между различными функциональными системами.
Если кто-то наслаждается своей жизнью — это еще не значит, что она насыщенна. Представьте себе человека, который только и делает, что считает травинки или собирает пробки от бутылок и при этом совершенно счастлив, но неспособен к достижению более значимых целей.
А.Р. Лурия
Советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии
Коррекционно-развивающие занятия имеют две основные формы:

Базовая нейропсихологическая коррекция. В ее рамках коррекционно-развивающие методы применяются для формирования базовых составляющих психических функций (нейродинамических показателей, межполушарных взаимодействий, программирования, регуляции и контроля, а также эмоциональной сферы ребенка) и развития основных психических функций (произвольная регуляция, пространственные представления, кинетическая организация действия, внимания, памяти, речи, мышления).

Специальная нейропсихологическая коррекция, применяющая коррекционно-обучающие или нейропсихологические методы для преодоления трудностей в основных школьных дисциплинах (русский язык, чтение и математика). А также отдельным направлением является развитие детей дошкольного возраста.

Среди основных объектов, которые изучает нейропсихология - сознание, научение и память, речь, личность.
3
Сознание. Научение. Память. Речь. Личность.
Сознание. Поражение теменных отделов головного мозга приводит к нарушению сознания человека - например, он теряет способности к рефлексирующему самосознанию, в частности перестает осознавать свои поступки, чувства и даже части тела. При изучении сознания нейропсихология уделяет внимание также воздействию на мозг различных химических (психоактивных препаратов). В данном аспекте особенно успешно продвинулось прикладное научное направление - нейропсихофармакология.

Научение и память. Каждая клетка в головном мозге получает информацию от многочисленных ответвлений и нервных волокон. Большинство нейропсихологов считает, что накопление опыта происходит на уровне контактов (синапсов) между ответвлениями нервных волокон. Но до сих пор для нейропсихологии остается загадкой, почему при повреждении системы нервных связей не происходит соответствующего избирательного удаления воспоминаний. Эксперименты свидетельствуют, что память - это целостная функция, поэтому невозможно ликвидировать какой то участок мозга, чтобы воздействовать на определенные воспоминания.

Речь. К речи в нейропсихологии относят способность человека передавать сообщения с помощью различных наборов сигналов, к которым относятся - языки, математика, музыка. Отмечается, что у большинства людей левое полушарие специализируется на речевых функциях. Именно поэтому, повреждения левой части мозга приводят к афазиям - различным речевым нарушениям. Интересно, что данный факт был замечен еще в Древней Греции Гиппократом и Галеном.

Личность. За осмысление жизни, адекватность поведения отвечает лимбическая система головного мозга. Большую роль в работе лимбической системе играют химические медиаторы, которые связаны с физиологическими и психическими процессам. Примеры подобных химических веществ: половые гормоны - сексуальная активность, гормоны надпочечников - стрессовая реакция, сахар в крови - аппетит.
Потеряв ногу или глаз, человек знает об этом; потеряв личность, знать об этом невозможно, поскольку некому осознать потерю.
Оливер Волф Сакс
Американский невролог и нейропсихолог британского происхождения, писатель и популяризатор медицины
Информация
Нейропсихология.
Дополнительные материалы
Видео-материалы, презентации, статьи, книги, рекомендации.