Каждый человек рождается с набором психических свойств, определяющих его дальнейшую судьбу, задающих ему некое направление развития и реализации, некий сценарий, формирующих его характер, мировоззрение, систему ценностей, способности, потребности, желания и даже - страхи.
Таким образом, в разной степени и по разным причинам страх могут испытывать все без исключения; вот только у некой совокупности людей сходных по психофизиологическим свойствам, он будет как бы свой. То есть страхи есть абсолютно у всех людей, несмотря на то, что нам иной раз кажется, некто напрочь лишенным данного недуга. Мы выносим суждения о человеке, в зависимости от того как он себя проявляет через действие, а не по тому, что он думает о себе. И тот, кто может совладать со своим страхом - показывает нам себя смелым, а вот тот, кто со страхом не справляется…
К примеру, обладатель системного мышления (аналитического ума) в реализованном состоянии - человек высочайшего качества, стремящийся во всем достичь совершенства. Поэтому природа одарила его такими свойствами, как очень хорошая память, неизменное желание учиться, воля, усидчивость, внимательность, обстоятельность, понимание того, что дьявол кроется в деталях и т.д. Если такой человек реализует свой врожденный потенциал, то все за что он берется, он доводит до конца, в связи с чем, иногда сталкивается с проблемой перфекционизма.
Данному типу людей свойственен страх опозориться, а также часто жить не дают, привязывая к дому проблемами с кишечником, страхи перемен и изменений (то есть всего нового), а развиваться мешают страхи совершения ошибки.
Такие люди, зачастую, становятся заложниками плохого первого опыта, все происходящее с ними и окружающее их, обобщая, в котором консервируют себя на всю жизнь, боясь повторений, а точнее нового переживания боли, связанной с опытом из прошлого. Если ранее их кто-то «бросил» или «обманул их ожидания», то - «все мужики сво..., все бабы …», другой пример обобщения - «если я этот экзамен не сдала – то не сдам и другие…». В связи с чем, люди значительно ограничивают свои способности к реализации, к получению удовольствия и радости от жизни, все больше застревая, в постоянно сужающемся кольце фрустраций берущего за горло страха. Они иногда, так и описывают данное состояние – «давит в горле».
Страх быть отравленным, присущ человеку с интуитивным, невербальным умом, который опирается на бессознательное, то есть обладает достаточно редким набором природных свойств, в связи с чем, подобные люди, проявляют себя более чем специфично.
Страх сойти с ума свойственен многим психиатрам, обладателям абстрактного интеллекта. Зачастую именно этот страх, бессознательно подталкивает в данную профессию, то есть в ту сферу, в которой они смогут наилучшим образом реализоваться, познавая других, концентрируясь на них, изучая психику, раскрывая душу, в том числе, а точнее, в первую очередь, собственную. Этот страх тоже является врожденным и обусловливает направление дальнейшего развития в будущее, как программу, заложенную в человека самой матушкой природой.
Родной страх человека с логическим мышлением - заразиться чем-нибудь через кожу, а также страх материальных потерь. Более того такие люди, стрессуя, то есть теряя ощущение безопасности и защищенности при мысли о завтрашнем дне, начинают создавать «заначки» на будущее. Часто в связи с тем, что не реализуют свои свойства и плохо адаптируют стресс, они страдают кожными заболеваниями. При задержках психосексуального развития (битые в детстве) их основной проблемой является бессознательная ориентация на неудачу, либо мазохистический сценарий, который они отыгрывают по-разному.
Как отмечал Зигмунд Фрейд, список страхов и фобий «напоминает перечисление десяти казней египетских, хотя количество фобий в нем гораздо больше», при этом все их можно свести к одному знаменателю - к страху смерти. Все остальные страхи и фобии являются производными от него, хотя могут принимать самые разнообразные формы - от страха пауков до социофобии.
Самые сильные страхи испытывают обладатели эмоционально-образного интеллекта. Именно эти люди, с богатым эмоциональным миром, живущие чувствами, более всего страдают страхами и фобиями, которыми бессознательно наслаждаются в колебаниях амплитуды эмоциональных раскачек. Еще Анна Фрейд, в своих исследованиях писала о том, что дети, страдающие фобиями, бегут от объекта своего страха, но при этом попадают под его очарование и непреодолимо тянутся к нему. (Freud A Op.cit. (1977) p.87-88).
Но чувства нам даны не для того чтобы страдать. Не ненависть, а именно страх является абсолютной противоположностью любви. И в какую сторону качнет впечатлительного человека, что будет наполнять его трепетную душу - зависит лишь от того насколько он развит чувственно и эмоционально. То есть, насколько такой человек реализует свой природный потенциал, чтоб посредством своей чувственности наслаждаться жизнью.
Смысл жизни любого человека в том, что намного больше его собственной жизни. Смысл жизни людей с эмоционально-образным интеллектом – это любовь. Если он его не реализует, то живет в страхах и переживаниях за себя; сконцентрирован на себе, на своих чувствах. В результате чего, человек с мощным интеллектом, с гигантским чувственным потенциалом, оказывается на обочине жизни.
При этом, как известно, любое развитие происходит в противоположность. Но чтобы вместо страха ощутить любовь, необходимо свои чувства из переживаний и страхов за себя вывести наружу - в сопереживание другим людям. Бич нашей современности – социофобия, возникает именно у тех людей, которые сильно сконцентрированы на себе, на своих внутренних ощущениях.
Никакое развитие не происходит без боли. Биологическая теория фобий, предполагает, что фобии - такие, как боязнь пауков, змей или высоты - это пережиток нашего эволюционного прошлого, восходящий к реальным опасностям, с которыми сталкивались наши предки, в том числе, к страху быть съеденным хищниками.
Боязнь уничтожения эго - или прекращение существования индивида, для всех нас является ситуацией возникновения примитивного страха, который формируется, в том числе, на базе фрустраций. При фрустрациях увеличение инстинктивной напряженности без возможности разрядки, вызывает чувство неудовольствия, в то время как разрядка, сокращающая накопление инстинктивной напряженности, восстанавливает равновесие или гомеостаз - приводит в равновесие биохимию головного мозга.
Источник страха – внутри. Психоаналитическая теория, основанная на исследованиях Зигмунда Фрейд, говорит о том, что фобия - это не просто боязнь внешнего объекта или ситуации, от которых можно убежать, не замечая их, а ответ на угрозу, существующую в психике - когда источник страха находится внутри индивида. Более того по его мнению, фобии полезно рассматривать как ответы на запросы внутреннего мира человека.
Фрейд считал, что предполагаемая причинная связь – это всего лишь иллюзия. Стимулы и реакция не имеют решающего значения. Говоря о соотношении стимула и реакции, Фрейд имеет в виду значительное влияние бессознательных факторов на психическую жизнь человека.
Классическое психологическое представление о страхе таково: страх - это сигнал или предупреждение о том, что нечто действительно ужасное вот-вот случится, поэтому необходимо как можно скорее что-либо предпринять, чтобы физически или психически выжить.
Представление Фрейда о страхах постоянно изменялись в течение всей его жизни.
На первом этапе он полагал, что страх не связан непосредственно с идеями или мыслями, а является результатом накопление сексуальной энергии или либидо, в результате воздержания или при нереализованном сексуальном переживании. Нереализованное либидо становится проклятием и превращается в страх.
Следующая фрейдовская теория страха касалась подавления (репрессии). Неприемлемые сексуальные желания (импульсы), являющиеся результатом примитивного ид (оно), вступают в конфликт с социальными нормами, усвоенными человеком в форме эго или Супер-эго. Стимулом для репрессии является страх в эго, вызванный конфликтом между сексуальными инстинктами и социальными нормами.
Автоматический страх и сигнальный страх. На более позднем этапе своих размышлений Фрейд дифференцировал два основных типа страха. Автоматический и сигнальный. Автоматический - более примитивный, первичный страх, он отнес к травматическому опыту полного уничтожения, который мог привести к гибели, в результате чего появляется большая напряженность. Сигнальный же страх, по мнению Фрейда, не является непосредственной конфликтной инстинктивной напряженностью, но есть сигнал ожидаемой инстинктивной напряженности, возникающей в эго.
Обе формы страха, сигнальный автоматический, Фрейд рассматривает, как производные от психической беспомощности младенца, которая является спутником биологической беспомощности. Функция сигнального страха призвана стимулировать индивида к принятию защитных мер предосторожности с тем, чтобы первичный страх никогда не возникал.
Важно отметить, что Фрейдовское определение страха основывается на том жизненном факте, что ребенок - это беспомощное существо, которое крайне зависимо в плане выживания от родителей в течение гораздо более долгого срока, чем любой другой вид животного мира. Родители уменьшают внутреннюю напряженность индивида, возникающую в результате голода, жажды, опасности холода и т.д. (фрустрации) - это чувство беспомощности отчетливо проявляет себя при различных травматических ситуациях. В связи с чем страх потери объекта любви Фрейд определял как один из наиболее существенных страхов.