Статья
Как привить ребенку любовь
к чтению?

Для того, чтобы ребенок стал полноценным, адаптированным и успешным членом будущего общества - родители должны начать вкладывать в ребенка, развивая его чувственность и его сознание, в настоящем, приучая к литературе, вызывающей эмоции сострадания и сопереживания, вырабатывая в нем определенный вкус.
Воображение - наше все. Для того чтобы нечто создать, сначала, это необходимо вообразить или придумать. Первобытное человекоподобное существо на вершину мироздания будущего, вознесло именно воображение. В те далекие времена, только благодаря воображению, были созданы первые орудия труда, а теперь - человечество стремительно врывается в мир сверхтехнологий. Наличие мощного воображения на базе развитого эмоционально-образного интеллекта – это буквально, как «быть или не быть» для наших детей в глобальном и интегральном мире будущего, в котором профилирование и иерархии будут выстраиваться по интеллектуальному признаку. А для того, чтобы ребенок стал полноценным, адаптированным и успешным членом будущего общества - родители должны начать вкладывать в ребенка, развивая его чувственность и его сознание, в настоящем, приучая к литературе, вызывающей эмоции сострадания и сопереживания, вырабатывая в нем определенный вкус.

Если малыш пока еще читать не умеет, то нужно будет взращивать в нем это желание, ухаживая за ним и правильно удобряя. Для начала придется ребенка в чтение вовлекать, читая ему так, чтоб он полюбил этот процесс и всякий раз, с большим нетерпением ожидал начала путешествия в удивительный мир приключений, и невероятных открытий. Нужно будет постепенно научать его, вместе с вами проживать всю глубину состояний героев книги и делиться впечатлениями от пережитого, их проговаривая. Необходимо увлечь ребенка сюжетом художественного произведения, настолько, чтоб он начал проигрывать его в реальности, перепроживая.

Как взращивать желание?
Для того чтобы вовлечь ребенка в чтение его необходимо заразить переживаниями и эмоциями, возникающими у вас от прочитанного. При этом, желательно, чувства ( которые, вызывает роман В. Гюго «Отверженные», являющийся шедевром художественной литературы самым невероятным образом развивающим чувственность), изначально проживать вместе с ребенком, так как при чтении он не должен утрачивать ощущение защищенности и безопасности.

Затем, когда ребенок уже будет просить вас почитать, вы должны аккуратно начать формировать в нем нехватку (потребность), которую ему не терпится закрыть. К примеру, сославшись на занятость сказать, что вы обязательно почитаете ему через неделю, а пока, он может подумать над тем какие книжки он еще хотел бы прочесть, а точнее, о чем, при этом дав ему некоторые подсказки. Можно вместе с ребенком сходить в книжный магазин и купить то, что ему понравится, вновь напомнив, про свою занятость, но упомянув о том, что осталось всего шесть дней, до того момента, кода вы ему почитаете. На следующий день, вдруг, вспомня, о каком-либо из героев недочитанной книжки или рассказав коротенький захватывающий сюжет, из тех которые вы вместе купили, стоит снова напомнить ребенку о том, что осталось «всего пять дней»... и т.д.

Необходимо каждый день говорить малышу, о том какой сегодня день недели и сколько осталось дней, до того момента когда вы вместе с ним окунетесь в удивительный мир волшебных открытий, путешествий, приключений (невероятной собаки по имени Белый клык или другого героя), но, пока вы все еще очень заняты, хотя осталось всего четыре дня.

В процессе возбуждения фрустрации, у ребенка должны быть под рукой материалы, по которым он мог бы самостоятельно начать изучать буквы. К примеру, сравнивая их с буквами из любимой книжки. При этом нужно ему сказать, что вы готовы отвлекаясь от «своей занятости», отвечать на его вопросы, которые у него будут возникать по поводу букв, и если ему нужна помощь, то он может обратиться к вам за помощью, и вы объясните ему как буквы называются, пишутся и читаются. Дитё в процессе такого нагнетания желания, к концу недели их выучить само. И следующую книгу вы уже будете читать с ним вместе.

При этом не стоит забывать о том, что вы должны быть для ребенка примером. И обучая его читать, вы должны не только читать сами, но и с интересом, увлеченно и жарко обсуждать прочитанное, делясь мыслями и впечатлениями, к примеру, с папой малыша. Тогда у него появится интерес, к тому, а что же настолько увлекло родителей в этой книге? Что их настолько эмоционально возбудило, дав такое количество впечатлений? И, возможно, он захочет поучаствовать в обсуждении.
Как сформировать эмоциональную связь?
Вовлекать в чтение нужно постепенно... через интегрирование. Можно во время эмоционально вовлеченного чтения для усиления образности, разыграть спектакль, вкладывая сильные эмоции в прочитанное. Синхронное и глубокое переживание сюжета не только будет раскрывать чувственность малыша, но так же разовьет между вами сильную эмоциональную связь на всю оставшуюся жизнь. Дело в том, что эмоциональная связь у нас формируется не с мамой, которая нас одевает и кормит, а с теми людьми, которые читают нам книжки и переживают вместе с нами сильные и ярко окрашенные эмоции сострадания, сопереживания, счастья и любви. Это одна линейка. Это прямая связь. Сострадание - это и есть любовь. А также это развивает эмоционально-образный интеллект.

Более того, необходимо научить ребенка читать разные тексты по-разному. Какие-то тексты умышленно нужно читать очень медленно и сосредоточенно, а какие-то быстро и по диагонали. В настоящее время, ребенок, приходя в школу, уже должен уметь быстро читать и понимать то о чем читает, к примеру, сложные газетные тексты. Зигмунда Фрейда отец обучал чтению с трех лет. Тогда в семье не было детских книг или каких-либо романов. Отец Фрейда изучал тексты невероятно тяжелые для восприятия даже развитого и натренированного ума, привыкшего к долговременной сконцентрированной и сосредоточенной переработке больших объемов сложнейшей, абстрактной информации. Так вот, трехлетний Зиги по ним учился читать и понимать их.

Любого ребенка, до семи лет, надо приучать к тому, что после того как он прочел рассказ... быстро, как говорится, по-взрослому - прочитанное нужно пересказать и объяснить то, как ты это понял.

Будущее предназначено только для тех, кто наслаждается процессом обучения. У нас гуманистический путь восприятия реальности. Человек ничего не хочет терпеть, а хочется только получать наслаждение. Но пока он еще ребенок - его нужно переучить, чтоб он наслаждался чтением и счетом, нечто преодолевая, работая над собой, так сказать, в чем-то сокращая себя. Также очень полезно развивать у ребенка скорость вычислений в уме. Для этого нужно будет придумать игру, в которой он бы создавал вычисления в голове на скорость, сначала однозначные, потом двухзначные и т.д. Это очень правильно для ума, который математика дисциплинирует и тренирует. Более того, это развивает абстрактный интеллект.

Cписок литературы для чтения:
Детский и ранний подростковый возраст: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Аркадий Гайдар «Чук и Гек» (все произведения Гайдара); Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок», «Девочка со спичками» и т.д.; Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»; Жюль Верн «Дети капитана Гранта»; Гавриил Николаевич Троепольский «Белый Бим черное ухо»; Александр Куприн «Белый пудель»; В. Биианка «Лесная Газета»; Лев Толстой «Лев и собачка»; Чехов «Каштанка»; Александр Дюма (отец) «Три Мушкетера». А также, такие произведения как: Золушка, Красавица и чудовище, Снежная королева - в раннем возрасте; позже произведения таких писателей как, Антон Чехов, Лев Толстой, Василий Шукшин и т.д. – хорошо развивают эмоционально-образный интеллект.

Человек амфибия, Алиса в стране чудес, Тайна третьей планеты, развивают абстрактный интеллект, и конечно, в подростковом возрасте - Станислв Лем, Братья Стругацкие и т.д.

С семи-восьми лет: Виктор Гюго, Джек Лондон, Эдгар По, Ганс Христиан Андерсен.

Ранний подростковый возраст: Викто Гюго «Отверженные», «Гаврош»; Владимир Короленко « Дети подземелья»; Мигель де Сервантес «Дон Кихот»; Рафаэлло Джованьоли «Спартак».

Средний и поздний подростковый возраст, дополнительно к вышеуказанному: Эрнест Хэмингуэй, Валентин Пикуль, Николай Гоголь, Федор Достоевский, Александр Куприн.
Литература для развития кругозора - приключенческая литература: Герберт Уэллс, Конан Дойл, Марк Твен, Даниэль Дефо, Александр Романович Беляев.