Часть 3 ПОДХОДЫ И КОРРЕКЦИЯ. Двигательная коррекция (Семенович А. Горячева Т.Г. Василиса Корнеева)
Метод замещающего онтогенеза или сенсомоторная коррекция - это комплекс физических упражнений, выстроенных в определенной последовательности, которая позволяет благодаря своему сочетанию активировать различные мозговые структуры, как коркового уровня, так и подкоркового уровня. Примером является метод замещающего онтогенеза, который был разработан А. Семенович на основе американских исследований, а также на основе гимнастики Архипова.
В дальнейшем Горячева, Султанова и Корнеева переработали метод замещающего онтогенеза, выстроив определенные программы, разделив всю коррекцию на четыре этапа. Этот метод коррекции является весьма действенным, если вам нужно скорректировать функции первого блока и третьего блока. Так же метод хорошо работает, когда нужно выстроить межполушарное взаимодействие; простроить телесные кинестетические ощущения; когда нужно работать с диадой «мать – дитя». Занятия могут проводиться, как в индивидуальной форме, так и в групповой, хотя, по мнению Горячевой наилучшие результаты достигаются именно при групповом взаимодействии.
Минусы данного метода заключается в том, что во-первых, для того чтобы получить стойкие результаты нужно заниматься около года два раза в неделю со специалистом и каждый день дома с родителем. Метод можно применять в совокупности с когнитивной коррекцией, однако двигательная коррекция при этом имеете ряд ограничений. Во-вторых, двигательной коррекцией противопоказано заниматься с детьми, у которых есть предрасположенность или уже имеются в анамнезе эпилептические припадки. Также сенсомоторная коррекция имеет ряд выраженных ограничений для детей с тиками и заиканием.
Программа двигательной коррекции незаменима при работе с первым блоком мозга и моторными отделами. Так как, к сожалению, когнитивная коррекция не всегда может добраться до подкорки. Если на МРТ видна дисфункция и недостаточность стволовых структур, то только через физические упражнения мы можем заставить ствол мозга включиться в работу.
Массаж рекомендован детям, у которых плохо развит тонус рук. Более того, рука, у которой очень много аккупунктурных точек, способствует речевому развитию (руки, шарик, щеточка, крем для рук). Разогревающий массаж рук (крема не должно быть слишком много особенно если вы работает с аутистами, которые вообще могут не принимать такие вещи как крем), с проминанием каждого пальца подходит для детей, как с гипотонусом, так и с гипертонусом.
Дальше мы шариком раскатываем по руке. Массируем шариком одну сторону руки и другую сторону руки. Берем щеточку и легкими движениями снимаем «маникюр», как бы, счищая, на себя щеточкой. Можно мыть руки с такой щеточкой, если нет времени на массаж. Дальше мы массируем основные мышцы руки, снимая напряжение. Следующей находим точку, которая не приятна ( находится на сгибе локтя и отвечает за иннервацию подъязычных языковых нервов), давим на нее массируя. Дальше мы снимаем общий тонус. Это делается на обеих руках попарно, для этого могут пригодиться шарики суджок, которые промассируют пальчики. В данном методе также существуют ограничение для деток, у которых есть заикания и тики.
Все приемы метода замещающего онтогенеза и приемы замещающей коррекции направлены на активацию мозговых структур. Это связано с тонусом определенных мышц. Любое крутящее движение, так же как и мигание, при эпилепсии может спровоцировать приступ. А любое сужение кроветворных зон может привести к заиканию, поскольку у основания черепа много сосудов и нервов. Также у детей с сердечно-сосудистой патологией могут стоять различные шунты в артериях, которые могут сдвинуться при физическом воздействии. Поскольку сенсомоторная коррекция увеличивает метаболизм – эта коррекция противопоказана детям, принесшим серьезные операции, в том числе, детям с онкологией, поскольку увеличение метаболизма может спровоцировать рост раковых клеток.
Дыхательные упражнения очень опасны поскольку дети не всегда умеют дышать правильно и мы можем получить эффект гипервентиляции, но при этом дыхательные упражнения очень хорошо запускают подкорко-стволовые структуры. Правильное исходное положение: ноги в позе лотоса, спина прямая чтобы не пережимать диафрагму. Дыхание с задержкой - полный вдох и резкий выдох. Затем с руками - сначала вниз на выдохе и резко поднять руки на вдохе. Категорически запрещается дышать детям до 7 лет, потому что у детей младшего возраста не до конца сформулирована регуляторная функция дыхания и мы можем сбить эту функцию.
Сначала вы подышали, то есть снабдили мозг кислородом - направили кровоток в мозги, конечности то есть увеличили гуморальную регуляцию.
Пальчиковая гимнастика. Комплекс, связанный с напряжением и расслаблением мышц дает очень хороший энергетический результат. Исходное положение: нужно сесть так чтоб было удобно, закрыть глаза, закрыть рот и максимально напрячь руки ноги - максимально напрячься, а затем максимально расслабиться.
Сильно надавите пальчиками друг на друга, а затем встряхните – за счет напряжения и расслабления повышаем тонус стволовых систем. Хороший тонус дает возможность потереть уши, очень полезно для автомобилистов, которые в сонном состоянии хотят сесть за руль. При этом проминаем уши так, чтобы они были малиновые. Уши должны гореть. Это резко увеличивается тонус и работоспособность (помогает включить в работу ствол).
Далее идет этап пальчиковой гимнастики и комплекс основных упражнений. («Пальчики устали». «Капуста». Упражнения типа «Замок» с соответствующими речевыми сопровождениями. «Петушок». Проба А. Озерецкого зашумленное (кулачек - ладошка я иду как кошка). Упражнения, связанные с тонусом и расслаблением необходимы для воздействия на функции речи.
«Качалка» на спине, колени к груди – обнять колени руками и качаться на спине на крестце. «Колобок» - упражнение связано с прокрутками то в одну, то в другую сторону. «Бревнышко» - связано с прокатками, когда человек крутится сначала в одну сторону потом в другую сторону лежа на спине. «Солдатик» - тоже самое, только руки приклеены к бокам.
Дальше мы подключаем упражнения, которые позволяют нам постепенно и определенно регулировать тонус различных частей тела. Ползем на руках – ноги не двигаются. Далее ползем ногами – руки за спину. Далее идет ползанию по-пластунски, что очень хорошо способствует развитию межполушарного взаимодействия. Далее идет упражнение под названием «Гусеница», когда мы поэлементно программируем телесную регуляцию. Сначала ребенок лежит на животе, потом подтягивает руки, потом ноги и возвращается в исходное положение.
Далее идет упражнение с прорабатыванием мышц ног, то есть, это работа со стопой и работа с тазобедренным суставом («велосипед» - ноги тянем горизонтально по одной, тянем носок). Затем «соединение» - противоположный локоть колено, лежа на спине ( межполушарное взаимодействие). «Лодочка» – на животе, на спине. И дальше идет работа с глазами. Последовательное слежение глазами без поворота головы за предметом («посмотрите за молоточком»).
Нейрогимнастика. - Развивающие игры;
- Командные игры;
- Нейроупражнения.
Хорошо подходит детям с гиперактивностью и дефицитом внимания, не только работая со структурами мозга, но также, позволяя, косвенно налаживать социальное взаимодействие. ( занятия групповые). Практикуются в центре Горячевой. При этом применяется метод замещающего онтогенеза - 4-ре этапа. Ребенок начинает ползать и постепенно, к четвертому этапу, встает на ноги, выполняя упражнения уже не на полу, а стоя. Психокоррекция по автору должна вестись от года. При условии занятия каждый день дома.
КОГНИТИВНАЯ КОРРЕКЦИЯ. Методика «Школа внимания» для детей 5-7 лет. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева.
Материалом методики является числовой ряд .
Методика включает в себя 5 циклов
- Числовой ряд в упрочненных ситуациях;
- Числовой ряд в прямо порядке;
- Количественный ряд в прямом порядке;
- Числовой ряд в обратном порядке;
- Параллельные ряды
Мы пытаемся скрестить два метода и разработать комплекс упражнений, который бы позволял запустить первый блок с помощью двигательной коррекции и включаем ряд упражнений, которые ребенок мог бы выполнять дома, чтоб этот блок активировать. Затем, вторым этапом, выстраиваем когнитивную программу. (используем книги А. В. Семенович, а также Ахутина, Пылаева « Преодоление трудностей учения»).
Программы, касающиеся работы с детьми в младшей школе, включают:
«Школа внимания» – для детей 5-7 лет, а для детей от 7 до 12 – это школа умножения. Более усложненный вариант первого.
Вся методика простроена на числовых рядах, что позволяет с одной стороны проработать трудности в области математики и подспудно развивать речевую регуляцию, программирование, память.
Когнитивную коррекцию (Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Микадзе Ю.В. Максименко М.Ю. и др) также называют "коррекция за столом". В отличи от двигательной коррекции воздействие идет не через движение - от первого блока к третьему, а, наоборот – от третьего блока к первому. То есть мы нагружаем различными заданиями когнитивную сферу ребенка.
1-й подход – аналитический, связан с атакой слабого звена. Когда в процессе диагностики выявляется слабое звено, то проявляются и сохранные звенья, и мы начинаем атаковать слабое звено. «Атака слабости» (Батарея тестов Халстеда-Рейтана).
2-й подход - с опорой на сохранные звенья, то есть на те звенья системы, которые функционируют нормально, пытаясь, как-бы развить в них замещающую функцию. Например, если зрение страдает мы делаем опору на слух. Здесь мы вообще обходим слабое звено. (Симерницкая, Матюгина).
3-й смешанный подход – когда мы атакуем слабое звено, примешивая туда и другие звенья.
- Интерактивный подход – когда важно включать ребенка во взаимодействие. Если мы не будем заставлять преодолевать ребенка какие-то трудности, то смысл коррекции пропадает, а в этом подходе неважно, что ребенок делает и как он это делает – главное, что мы создаем с ребенком взаимодействие.
- Системный подход - наиболее полный на сегодняшний день он занимается формирование высших психических функций и строится на идеях Выготского и Лурии. Подход предполагает развитие слабого звена при опоре на сохранные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого. Большая роль отводится эмоциональному вовлечению ребенка в процесс коррекции и обязательно учитывается слабое звено, оно не обходится. В какой-то степени системный подход является интеграцией выше перечисленных подходов. Представителями системного подхода являются ( Ахутина, Пылаева, Максименко, Когарлицкая, А.В Цветков, М.Е. Ваулина).
В когнитивной коррекции существуют определенные принципы:
Взрослый на себя берет функцию слабого звена. Если у ребенка проблемы с функцией регуляции и контроля - взрослый сначала проговаривает все, что за чем идет, но раз за разом все больше начинает выключаться из процесса. Затем функция проговаривания у ребенка отмирает и функцию проговаривания на себя берет внутренняя речь. То есть психолог работает в зоне ближайшего развития ребенка.
Работая со слабым звеном, мы работаем не с изолированной конкретной функцией, которая поражена, мы работаем с теми участками и с теми функциям, которые включены в поврежденную функцию. Пример: если у ребенка есть какие-либо речевые нарушения бесполезно заставлять его говорить и говорить. Мы можем подойти к речи через мыслительную или моторную функцию, через телесную терапию, через неречевой слух (музыка). Мы можем подойти через эмоциональный фактор, то есть вызвать положительное эмоциональное включение в процессе коррекции. (Проекция и контрперенос терапевта во время работы с ребенком: а что чувствует родитель?). Таким образом развитие эмоциональной сферы, если она западает, является первоочередной задачей коррекции, потому что эмоции как бы подпитывают познавательную деятельность ребенка.
Ребенок не объект коррекции, а субъект коррекции и не надо его брать как обезьянку в зоопарке и вдалбливать ему какие-то прописные истины. Основная задача - в процессе коррекции сделать так чтобы ребенок мог самостоятельно справляться с заданием, пусть это будет самое легкое задание, но важно, чтоб он его смог сделать сам. Если он его делает сам – то повышается интерес и повышается мотивация.
Работая в когнитивной коррекции, следует выстраивать взаимодействие с ребенком с опорой на следующие принципы:
В процессе диагностики мы даем пошаговую речевую инструкцию, этим диагностика и отличается от коррекции, при которой мы наоборот, зная слабые и сильные стороны ребенка, раскладываем ему поэлементную программу. Давая, пошаговую инструкцию мы также обеспечиваем и пошаговый контроль – это наша задача. После того, как мы все объяснили устно, мы обязательно демонстрируем наглядный материал, обычно это выражается фразой «вот посмотри…». Постепенно от пошаговости мы переходим к сворачиванию деятельности. Далее мы можем, исключить, работая с какой-то функцией, устную пошаговую инструкцию, оставив только наглядный материал и попросить ребенка проговаривать то, что раньше проговаривали мы. И корректор должен быть готов включиться и помочь ребенку, если у него возникают трудности чтобы избежать состояний неуспешности ребенка. Итогом всего является самостоятельное выполнение ребенком задания уже по внутренней программе с переносом действия на новый аналогичный материал.
Методика «Школа внимания». 5-7 лет (Ахутина). В целом методика включает в себя 5 циклов: Числовой ряд применительно к каким-то ситуациям, через сказку или игру.
Метод коррекции программирования и контроля. Стимульный материал на листе А4, который разрезается на картинки.
Данная методика позволяет выстроить задания от простого к сложному, и выстроена таким образом, что все, что прорабатывается можно перенести в повседневную жизнь, то есть, это не изолированная методика. При этом то, что дети любят играть в школу: ребенок сначала чему-то обучается, что-то усваивает, а затем выступает в роли учителя, что позволяет отыграть косвенно какие-то конфликтные ситуации, связанные с учителями
В каждом из 5 циклов 10 заданий - 9 тренировочных и 1 контрольное на подытоживание пройденного материала. В первом цикле происходит формирование произвольности, то есть программирование регуляции и контроля. Далее идет работа с числовыми рядами и оперирование изображениями.
Первый цикл – «Сказка репка». Бланк разрезается на сюжетные составляющие и первое, что мы просим сделать ребенка - это разложить картинки в том порядке в котором он помнит эту сказку. Если ребенок выполняет задание не верно, то мы с ним вместе раскладываем эти картинки, рассказывая заново сказку. Во-первых, простой элемент сказки с постепенным усложнением позволяет выстроить логические конструкции, во-вторых, мы можем посчитать количество людей. Там где дед один - ставим один. Где их двое… ставим сколько? Кроме того методика сразу же показывает, соотносит ли ребенок цифру и количество.
Далее идет сказка «Теремок». Вначале мы вместе с ребенком рассказываем сказку. Проговорили, показали ему кто пришел первым, вторым, третьим, четвертым… Далее дается картинка и мы заново рассказываем сказку, уже сначала. Здесь мы тоже можем над персонажами ставить цифры. Если ребенок не помнит - мы снова берем первую картинку и проговариваем, кто и когда пришел. Волка во второй картинке нет - мы спрашиваем: а кого не хватило? Волк отрицательный персонаж и на этом можно сыграть.
Стратегия оптико-пространственного сканирования. В школе все пронумеровано, так как нам надо научить ребенка тому, что за чем идет. Так как изначально восприятие не последовательно, а хаотично, ребенку вроде как хочется сразу перескочить. Когда оптико-пространственное сканирование нарушается - взгляд ребенка начинает блуждать. Если ребенок начинает так же хаотично списывать с доски, то тогда получается - «ой!, не увидел.., ой!, забыл…» - нарушается внимание.
Телефон. Какой телефон правильный, а какой - нет? И теперь глядя, на правильный телефон давай исправим цифры в неправильном телефоне.
Дом. Мы можем работать с прямыми и обратными числовыми рядами от одного до десяти. Но сначала мы с ребенком выстраиваем историю: Скажи мне, пожалуйста, где ты живешь? В каком доме? На каком этаже? А друг на каком этаже живет? Есть у тебя друзья? - предварительная беседа вхождение. Затем мы считаем с ребенком этажи: На каком этаже ты хотел бы жить в этом доме, а друг, на каком этаже в этом доме будет жить? На третьем.. И мы считаем… 5, 4, 3, 2, 1. И таких вариаций может быть много, включая эмоциональную составляющую. Можно попросить ребенка, чтоб он сам подписал этажи. А затем попросим представить, что он ездит на лифте. На каком этаже ты сейчас едешь?... и т.д. То же самое можно сделать с домом рядом, только еще посчитать и подъезды.
Проработка пространственных функций, внимания и числовых рядов. «Телефон». Глядя на верхний образец, впиши, пожалуйста, цифры в нижний телефон. Важно следить за тем, чтобы ребенок вписывал цифры по порядку, построчно , так как в школе будут списывать с доски, читать и смотреть на доску (настроить).
Контрольная работа: вот смотри, Буратино задумался, но он очень расстроен, он не знает как решить ему задачку. У него есть цифры на доске, но он не знает как ему расставить цифры в своей тетрадке. Помоги Буратино. При этом необходимо ребенка подкреплять похвалой. Выполнение самостоятельного задания дает ребенку знание того, что он будет успешен, что он сам может самостоятельно выполнить задание.
«Пчелка». Пунктиром соединить цветочки последовательно. Мы четко простраиваем глазодвигательную стратегию последовательного слежениями последовательной программы действия.
«Перекодирование» - диагностическая проба на внимание, здесь дается в варианте коррекции. Подставь точки под цифрами.
«Часы». Есть две трудности: нужно учитывать какая стрелка маленькая, а какая большая. Для чего нам определяться по большим часам? Дети кричат «я не буду!». Потому что нужно перекодировать информацию, а это сложно. Задействуется пространственный фактор и фактор перекодировки чисел.
Общий подход к коррекции функций 3-го блока мозга. - Укрепление функций первого блока (улучшение физического здоровья, повышение сопротивляемости организма (бассейн, физические упражнения, айкидо, ушу, активный отдых).
- Организация четкого режима труда и отдыха ребенка в течение дня/ месяца/года;
- Регламентация, введение программы в каждый вид деятельности ребенка;
- Стиль поведения всех взрослых с ребенком должен быть единым и коррекционно-направленным;
- Должен быть ритуал отхода ко сну должно быть что-то очень эмоционально приятное с отходом ко сну. ( ванна с лавандой, сказка на ночь, приглушенный свет).
- Нужно давать детям установку на выполнение домашних заданий, ребенок с дисфункцией ствола и с дисфункций третьего блока может делать домашнее задание со времени прихода из школы и до момента «ложиться спать».
- Специальные коррекционные методики (таблица Когана, куб Линка, детские игры с правилами). Методики диагностические, но их можно использовать в коррекции. (зашумить пробу).
Диагностический альбом Семага. Методика Когана. Она чем-то схожа с методикой Иванова обучающий эксперимент.
Методика очень хорошо проверяет состояние функций внимания. Ребенок должен сопоставить по цветам и по фигурам те каточки, которые у него есть с теми, которые на поле и на листе.
Дается таблица