- «Она никогда меня не любила. Она причина всех моих проблем. Это она виновата в том, что мне сейчас так плохо и так тяжело! Всю жизнь я была для нее плохой, а она, всегда и во всем была лучше меня. Ей ни в чем невозможно было угодить, при этом, она всегда и все знала лучше меня, в том числе, за меня - и как мне правильно поступить, и как мне жить, по сути... мне жить-то и не давая, - заваливая упреками, нападками, претензиями и обвинениями. Постоянная ругань и скандалы. Сколько себя помню меня всегда обижали и оскорбляли, били и унижали. Ненавижу ее…!»
- «Только ей в доме позволено «выражать настроение» и этим она замечательно манипулирует. Любую ситуацию способна развернуть так, что она окажется в роли жертвы, страдалицы или героини... но, при этом, всегда правой. И ещё... она очень зависима от стороннего мнения. Для неё очень важно, что о ней и её дочери, разумеется, говорят соседи, друзья, просто знакомые и не знакомые люди. И это для нее намного важнее чем то, что чувствует она сама или её дочь. Сейчас она попросту использует меня, и меня гложет обида… Горькая, потаённая обида... на своих самых близких людей, на свою семью. По сути - обида на маму.»
Межпоколенческая связь «порока». Человек - социальная форма жизни, которая не может существовать в изоляции от других людей и это доказывает печальный опыт «детей-маугли», взращенных животными. Мы не можем развиться и реализовываться сами по себе. А так как человек живет среди других людей, то и формируемся он в зависимости от заданного природного потенциала под влиянием своего окружения. От других людей через отношения он и получает либо наибольшее удовольствие, позволяющее ему расти и развиваться, либо страдания, приводящие к проблемам в адаптации.
В жизни родителей тоже далеко не все бывает сладко, в связи с чем они, в свою очередь, отыгрывают и бессознательно вымещают свои проблемы на детях, в том числе, через вербальный и физический садизм; через те обиды, которые сами когда-то так и не смогли пережить. При фрустрациях (неудовлетворенных потребностях) - через причинение боли самому близкому существу, таким образом, бессознательно, получая незначительное облегчение от боли собственной. Ощущение собственного несовершенства, плохости, нечистоты, виновности, стыда или греха, которое мать вынесла из своего детства - она неосознанно прививает своей дочери, лишая ее уверенности в собственных силах.
Любовь и страх – как две стороны одной медали. К примеру, развитие эмоционального интеллекта и образного мышления, как одного из психофизиологических свойств, зависит от умения устанавливать психоэмоциональные связи и, в первую очередь, со своими родителями, а точнее - с мамой. Ведь именно состояние матери, особенно впервые годы жизни ребенка, напрямую влияет на состояние его психики, его здоровья. И это постоянно подтверждается на практике – меняется мама.., - меняется ее поведение, восприятие, понимание, а значит, мысли и способы реагирования, - меняется и ребенок.
Человек с заданным ему от рождения свойствами визуального восприятия этого мира, развивает свой мощный эмоционально-чувственный, интеллект направленный на сопереживание и сочувствие другим людям. Высшая степень его наполнения – это любовь и сострадание к другому человеку, а в условиях недостаточной реализации - это любовь только к себе или к животным. С другой стороны если в развитии данного человека есть некие проблемы, травмы, задержки психосексуального развития, то он не может переключить свое внимание с себя на других людей, в следствии чего его преследуют страхи и самый большой из них, являющийся корнем всех остальных, и порождающий невероятную тревогу – это страх смерти. И только научаясь думать, в первую очередь, о другом человеке, проявляя эмпатию, сопереживая - мы освобождается от этого кошмара.
Судя, по данному нам описанию мамы, в первом случае, ее саму сопровождали страхи за собственную жизнь, а также, захватывающая и поглощающая тревога. Мир для нее был агрессивным и нападающим; она жила в ощущении постоянной угрозы извне - поэтому и не смогла дать ничего своей дочери, кроме того, что несла в себе. Но чаще всего, мы от других людей требуем именно того, чего у них нет, обижаясь на них за то, что именно этого они нам и недодали.
Она меня использует! Состояние переживания тяжелых эмоциональных нехваток, эмоциональной депривации, чаще всего способствует недоразвитию других характерных свойств психики в результате чего возникает бессознательная тяга к манипулированию.
Манипулирование другими - это действие, направленное на получение личной выгоды за счет другого. Это, чаще, абсолютно бессознательно применяемое искусство обмана. А вот когда я не могу использовать другого для удовлетворения своих желаний - у меня возникает к нему неприязнь. Неприязнь - это и есть ощущение другого, в своих желаниях, посредством их фрустрации. Я хочу и не получаю. Почему? Это Васенька не дает мне получить желаемое…! За это я его ненавижу!