Статья
Все мы родом из детства
Хотите исправить ребенка? Начните с себя.
Ко мне обратилась мама ребенка с вопросом по поводу того что, пятилетний малыш становится неуправляемым и ведет себя агрессивно, как по отношению к родителям, так и к младшей сестре, никогда не упуская возможности ее ткнуть, толкнут или ущипнуть – то есть сделать ей больно.

Мама хотела, чтоб я работала именно с малышкой, причем по скайпу. Ну, то есть, запрос звучал так: это сломалось, отремонтируйте, чтоб оно работало, как и прежде, во всем меня удовлетворяя и устраивая. На что мне пришлось ответить, что в личном присутствии ребенка в данной ситуации необходимости нет.
Как я уже говорила, зачастую, в проблемах ребенка виноваты непосредственно родители. Это именно они их создают, делая ребенка заложником своих конфликтов и состояний, а малыш лишь реагирует на это тем или иным образом. Меняется состояние мамы – меняется состояние малыша.

Разговор по скайпу был не самым легким, так как мало того, что пришлось, разбираясь в проблематике, прояснять какие-то вопросы связанные с малышом, не получая ответов о том: какой малыш? что он любит? какие у него есть желании и интересы?, а беря, для проведения первичной диагностики, в работу то, что есть. Информация, в основном, состояла из проекций. Так еще параллельно пришлось преодолевать сопротивление папы, который постоянно вмешался в разговор, пытаясь на повышенных тонах, продавливать свою линию «правильного! воспитания», абсолютно меня не слыша, желая доминировать. Что происходит с ребенком и почему он на папу кидается с кулаками, вместо того чтобы к нему прислушиваться мне стало ясно прямо по ходу беседы. - "Меня воспитывали вот так-то…!, - возмущенно и, переходя на повышенные тона, декламировал он, - и я вырос хорошим человеком! А значит...!". Ну… продолжать не буду. Но проблема в том, что как раз вот «это» - ничего не значит с одной стороны, а с другой, объясняет абсолютно все происходящее. Так что спасибо папе, за то, что его вмешало провидение, хотя по-другому, как я понимаю, не могло и быть.
Во-первых, стоит понимать, что мой ребенок - это не моя собственность, его природа мне доверила лишь на время, для того чтобы его правильно развить и алиментировать до тех пор пока он не станет самостоятельным. Во-вторых, те методы воспитания которыте, можно было применять к прошлым поколениям, в том числе, физическое наказание, - к этому поколению неприемлемы. Объем психики совершенно другой. Это другой вид людей, и нам лишь кажется, что они в чем-то похожи на нас. Воспитывать ребенка по примеру отцов, дедов и прадедов - это все равно, что к последней модели Мерседеса, пытаться пристроить старое деревянное колесо от телеги. Абсурд, не правда ли?

А также уж точно не стоит смотреть на ребенка, как на нарциссическое продолжение себя и свое отражение. Он - это не вы. Он - это совершенно другой человек, со своими желаниями потребностями, свойствами психики, задатками, потенциалом, со своими особенностями восприятия, это абсолютно другой мир, о котором вы не имеете ни малейшего представления, иной раз даже за человека то, его не считая, или думая, что он такой же как я. Нет - это невероятная ошибка, искалечившая судьбы тысяч людей, переломавшая их психику, принесшая лишь боль и страдания, как в детском, так и во взрослом возрасте, так как все мы родом из детства. А куценькое, мимолетное, родительское, самоудовлетворительное, инфантильное наслаждение маленького эгоизма, в попытке наполнения собственных фрустраций за чужой счет, с позиции силы, требования поклонения (ну, то есть подчинения), или уважения, при абсолютной психологической безграмотности, приводит лишь к одному… - к тому же к чему и весь эгоизм. Но, удивительный парадокс - меньший эгоизм, приносит большие страдания. Мы же все через себя знаем, как будет правильно или как будет лучше. А вы никогда не задумывались над тем, а для кого лучше и правильно для кого?

В процессе разговора, если подобный вид общения можно так назвать, так как я понимала, что меня абсолютно не слышат, поймала себя на мысли, что даже мне хочется "папу" ударить... Так как если не получается «докричаться», а именно так и делает маленький ребенок, пытаясь выразить свое недовольство, свои эмоции, свои чувства, потребности, желания, их не осознавая, и не умея вербализовать, а начиная истереть… - то может "достучаться" получится? Ну, это у меня, в силу возраста и опыта уже развиты и межполушарные связи, и обратная связь с корой, и лобные доли, ответственные за сознание и осознание, а также контроль и торможение; более того большой словарный запас, понимание своих чувств и состояний, есть опыт и навыки работы с переносом, сопротивлением, защитами и контрпереносом... – то у пятилетнего ребенка всего этого в помине от природы нет и быть пока не может. Таким образцом, можно только посочувствовать тому, что в подобные моменты переживает малыш, понимая то, что происходит в его психике и в его голове.


Для того чтобы научить ребенка осознавать свои чувства и понимать свои эмоции, выносит данные переживания наружу, не замыкаясь в них, – я посоветовала читать определенную литературу. Литература ребенку нужна также для того чтобы развивать эмоциональный интеллект и воображение, для того чтобы научиться экстравертироваться и конвертировать свои страхи в сопереживание, таким образом, от них избавляясь. Более того во время совместного чтения между ребенком и мамой формируется поле доверия, в котором ребенок ощущает свою безопасность и защищенность, которую, как я поняла, он потерял. А утрата ощущения безопасности и защищенности ведет к психологическим травмам, то есть к фиксациям, задерживающим психосексуальное развитие.

Также при совместном чтении правильной литературы вслух ,выстраивается эмоциональная связь, которая является основной базой всех человеческих взаимоотношений основанных на принятии, понимании и любви. А если вовлекать в это семейное взаимное переживание чувств и эмоций, рождающихся на основе прочитанного еще и младшего ребенка, то между сиблингами будут формироваться устойчивые и добрые взаимоотношения.

Список литературы, который нужно читать ребенку вслух, с дополнительными рекомендациями о том, как работать с чувствами и переживаниями ребенка после прочтения, я отправила по почте, на что в ответ получила вопрос по поводу аудиокниг… И, вот тут остается только развести руками. Хотите исправить ребенка – начните с себя.