развитие психики ребенка
Программа нейрокоррекции
Программа направлена на развитие речи, произвольного внимания, памяти, контроля, улучшение нейродинамических показателей.
Общие рекомендации
1
Постановка целей и планирование. Рекомендую, с самого раннего возраста научить ребенка постановке цели и ее достижению. Сначала какая-то небольшая цель и план по ее достижению. Затем цель становиться больше и сложнее. План по достижению цели должен быть разбит по дням. Ребенок точно должен знать, что он должен сделать сегодня, чтоб получить (чего-то добиться, достичь) «завтра». Сначала пишется общий план на неделю, месяц, квартал, полгода, год и т.д. затем план дробится и распределяется на каждый день. (на маленькие кусочки). Так проще будет контролировать и отслеживать продвижение и держать направление. Эта привычка в будущем избавить ребенка от многих проблем.

Мы либо идем к чему-то, либо убегаем о чего-то. Идти к чему-то приятнее. Изначальная цель обязательна должна быть связана с тем, что ребенок очень хочет получить. Его можно замотивировать получением приятных эмоций, впечатлений, переживаний. Для начала лучше поставить какую-то совместную цель, чтоб у малыша был наглядный пример того как ставить цель и как ее достигать. Процесс достижение цели должен быть приятным и приносить положительные эмоции. А само достижение даже самой маленькой цели - событием, окрашенным радостью и счастьем. Нужно приучить психику ребенка получать максимальное наслаждение от преодоления себя и от достижения целей
2
Составить режим дня. Постепенно выработать привычку соблюдения данного режима. Это поможет в будущем и научит самоорганизации, самоконтролю. Приучит к дисциплине. В контексте общего заданного режима, каждый вечер сначала совместно с ребенком составлять подробный план его завтрашнего дня (а заодно и своего дня). Затем ребенок постепенно должен сам научиться составлять «план дня» или расписание на день и его научиться его придерживаться. При этом план не должен быть жесткими, ригидным. В него должны легко вноситься какие-либо изменения и коррективы по текущей ситуации. Снова же, любая деятельность ребенка обязательно должна быть окрашена положительным эмоциями. Эмоциональный тон задает взрослый.
3
Ежедневное ведение дневника самонаблюдений. Если пока еще не развит письменный навык и не сформирована привычка, то сначала записывать, наговаривая на диктофон, а затем письменно. Сначала с мамой/папой потом самостоятельно.
В дневник записывается все произошедшее за день: какие-либо изменения, наблюдения, мысли, планы, чувства, переживания и т.д., а также то, за что я себя сегодня могу похвалить? В чем я молодец? В чем я себя сегодня смог преодолеть? Что узнал нового? Что бы я хотел изменить в себе/ в другом человеке ( в ком именно)? Чему бы я хотел научиться? При развитии письма – выработать привычку вести дневник письменно, делая записи каждый день. Дневник необходим для самоанализа, лучшего понимания себя, других и происходящего. Писать именно от руки. При этом взрослый должен сам начать вести дневник, показывая пример. Ребенку всегда нужен пример. Если ребёнок не видит того, что взрослый пишет или читает книги, то сам он вряд ли начнет писать или читать. Нас формирует и мотивирует окружение.
4
Совместное чтение литературы, в первую очередь направленной на сострадание, сопереживание и сочувствие. Сначала читает взрослый: театрально, как актер, проигрывая эмоции и переживания. Если ребенок умеет читать, то потом читаем с ним попеременно.
После прочтения текста краткое изложение своих мыслей: о чем фрагмент текста? Какие эмоции переживал, какие мысли приходили в голову, над чем хочется подумать? Это научит ребенка: рефлексировать; понимать и то, что написано в тексте, и себя; правильно излагать свои мысли; поможет в развитии экспрессивной речи; пополнит словарный запас; сформирует навык общения. Сначала взрослый показывает ребенку пример того, как это правильно делать, а ребенок повторяет. Когда у ребенка начнет получиться, то он первым дает обратную связь взрослому. При совместном чтении обязательно делиться своими впечатлениями от прочитанного. А также делиться между собой впечатлениями от любой прочитанной книги, обсуждая ее при ребенке, слушая взрослых, он охотнее втянется в чтение.
Литература для развития интеллекта
Лев Толстой «Лев и собачка»
Александр Куприн «Белый пудель»
Антон Чехов «Каштанка» и другие произведения.
Гавриил Николаевич Троепольский «Белый Бим черное ухо»
Гектор Мало «Без семьи»
Иван Сергеевич Тургенев «Муму»
Насветова, Авилова "Кукла рождественской девочки"
Виктор Гюго главы из романа «Отверженные» «Гаврош», «Козетта».
Виктор Гюго «Человек, который смеется».
Ханс Кристиан Андерсен "Девочка со спичками", "Гадкий утенок",
"Стойкий оловянный солдатик"
Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Елена Ильина «Четвертая высота».
Паузеван Гудрун «Облака»
Владимир Короленко «Дети подземелья»
Фомбель Тимоте «Девочка на башне».
Шерон Дрейпер "Привет, давай поговорим"
Антоний Погорельский "Черная курица или Подземные жители".
Астрид Линдгрен "Дети с горластой улицы"
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Аркадий Гайдар «Военная тайна», «Чук и Гек»,
«Тимур и его команда».
Жуль Верн «Дети капитана Гранта»
Льюис Керролл «Алиса в стране чудес»
5
Разучивание стихотворений. Для развития памяти, произвольного внимания и пополнение словарного запаса. Еженедельное заучивание стихотворений наизусть. Сначала маленького. Затем стихотворения большего объема. Стихотворение должно быть эмоционально окрашено. Перед тем как начать разучивать стихотворение нужно убедиться в том, что ребенок правильно понимает каждое написанное в нем слово.
Ежемесячно можно проводить небольшие театрализованные выступления, пригашая друзей, родственников, знакомых, соседей, на которых ребенок сможет поделиться с другими своими новыми навыками, умениями и получит заслуженные аплодисменты и похвалу. В домашний театр с чаепитием интересно будет приглашать других детей и их родителей. Ребенок должен научиться получать от выступлений положительные эмоции. Заодно это будет стимулом и мотивацией к тому, чтобы самостоятельно разучивать новые стихотворения, песни, учиться играть на инструменте, учиться ораторскому и актерскому мастерству.
6
Для развития экспрессивной речи, произвольного внимания. Составление подробного рассказа по картинке либо по серии картинок: что на картине изображено? Что происходит? Что чувствует герой, изображенный на картинке (какие испытывает эмоции, что переживает) и т.д.?
Покажите ребёнку, как можно «украсить» рассказ интересными деталями. Предложите подумать, как история могла бы развиваться дальше.
Нейрокоррекционные игры
1
Игра Фантазеры
Цель: игра способствует формированию связной речи, развивает внимание и воображение.
Подсобный материал: картинки с изображением людей, фотографии разных людей (например из журналов).
Процедура проведения: ребенку предлагается дать изображенным на картинках людям имена, придумать (или попробовать угадать) их профессию, где и как они живут, что любят, с кем дружат, какие переживают эмоции и почему и т.д. Можно придумать и какую-нибудь ситуацию из их жизни.
Картинки с изображениями животных также подойдут для фантазирования.
2
Игра «Такой же, как...»
Цель: игра учит пониманию связей между словами, развивает восприятие переносного смысла слов, расширяет словарный запас, а также способствует развитию внимания, памяти, мышления, улучшению координации движений и повышению нейродинамических показателей.
Подсобный материал: мяч.
Процедура проведения: первый игрок, кидая мяч партнеру, задает ему «загадку», указывающую на признак предмета. Партнер, поймав мяч, называет другой предмет с этим признаком и перекидывает мяч следующему игроку, задавая свою «загадку». Если игрок затрудняется с ответом, он получает штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше штрафных очков.

Пример:
1-й игрок бросает мяч партнеру со словами: «Назови предмет такой же белый, как снег».
2-й игрок ловит мяч и в свою очередь бросает его, говоря: «Лист бумаги. Назови предмет такой же зеленый, как трава».

Возможные варианты для задания «Назови предмет такой же...»:
узкий, как лента; полосатый, как тигр; гладкий, как шелк; ароматный, как роза; сладкий, как сахар; колючий, как елка; быстрый, как горная река; круглый, как мяч; желтый, как солнце; холодный, как лед; кислый, как лимон; большой, как дом; мягкий, как пух; зеленый, как трава; острый, как нож; горячий, как уголь; яркий, как звезда; твердый, как камень; горький, как таблетка; интересный, как книга; красивый, как картина; маленький, как пуговица; жидкий, как сок; разноцветный, как попугай; медленный, как улитка.
3
Развитие эмоциональной сферы.
Эмоционально-образного интеллекта.
Таблица чувств и эмоций
Разобрать вместе с ребенком каждое чувство. Пусть перед зеркалом он попробует его изобразить. Если он не понимает чувство – необходимо ему объяснить и дать примеры. В каких ситуациях ребенок переживал такое чувство? Если не переживал, то в каких ситуациях его могут переживать другие люди?
4
Оптимизация нейродинамических показателей с повышением общей умственной работоспособности
Дутибол
Материалы: кубики четыре штуки, маленький мячик для настольного тенниса.
Процедура проведения. Игроки сидят за столом друг напротив друга. Руки опущены под стол. Кубиками обозначают все ворота противников. Центр стола помещается мячик. Ведущий считает до трёх, на счёт «3» ведущий опускает мячик, а игроки начинают одновременно дуть на него, стараясь задуть его в ворота противника. При этом до меча нельзя дотрагиваться ни губами, ни руками. Игра идет до 3 очков. Необходимо остановить игру, если у игрока закружилась голова. Такое возможно из-за резкого увеличения количества кислорода. Можно продолжить соревнования после перерыва.
5
Развитие межполушарного взаимодействия
и мелкой моторики
Рисование двумя руками. «Суперхудожник».
Рисование двух одинаковых или разных геометрических фигур, лежачую восьмерку и т.д. одновременно правой и левой рукой. Затем обводим одинаковые фигуры двумя руками одновременно, либо разные фигуры двумя руками одновременно.
Разными руками одновременно рисуем разные фигуры, а потом несколько раз обводим нарисованное (правая рука рисует и обводит круг, а левая – квадрат, затем наоборот).
Постепенно задание усложняем более сложными фигурами: домик (одновременно правая рука рисует крышу, а левая – стены и т.д. лестница, труба, забор, окно), затем обводим. (придумать для себя более сложные фигуры).
6
Развитие межполушарного взаимодействия и мелкой моторики, удержание произвольной программы действия.
«Азбука Морзе» - рисование различных значков в ответ на условный сигнал, например (1 стук,2-а,4-ре,3-и) и т.д. в различных вариациях:
  • на один стук - рисуем галочку
  • на два стука - кружок,
  • на три стука - треугольник.
  • На четыре стука - квадрат.
В одной строке стуки надо комбинировать. Пример: 2,2,3,4,1 или 1,1,3,2,3. Ребенок должен удерживать программу в памяти. Через какое-то время программа должна поменяться. Усложнение: изменять программу в процессе одной игры. На один стук- кружок, на два стука - рисуем галочку, на три стука - квадрат. На четыре стука - треугольник.
7
Развитие межполушарного взаимодействия функций контроля и способности к переключению.
«Дирижер».
Самостоятельно дописать таблицу на все буквы алфавита,
Обозначение в нижней строке – движение рук. В – обе вверх, Л – левая рука, П – правая рука.

Процедура проведения: перед игроком кладется таблица с буквами и обозначениями движения рук. задача игрока проговаривая каждую букву вслух первой сроки – одновременно руками произвести действие, указанное под ней во второй строке. Упражнение выполняется в последовательности слева - направо, затем справа – налево. Задание выполняется максимально быстро, на время.
Каждый раз нижняя строка (движение рук) изменяется.
8
Развитие произвольного внимания
Работа с корректурными пробами.
Для повышения концентрации, устойчивости, тренировки распределение и переключение внимания необходимо использовать различные варианты корректурных проб. Этот простой в применении материал позволяет выполнять множество разнообразных заданий: от вычеркивания одним способом одинаковых элементов до выделения разными способами 2 и более групп стимулов в соответствии с подаваемыми звуковыми сигналами, что требует подключение слухового внимания.
Заодно в игровой форме можно и буквы подучить и цифры и т.д. В интернете масса корректурных форм их можно брать оттуда, чтоб задание менялось и не было привыкания.
9
Развитие концентрации внимания, произвольного внимания, развитие программирования действий
«Муха».

Мысленное ( с закрытыми глазами) прослеживание передвижение «мухи» в двухмерном пространстве по клеткам в соответствии с инструкцией: «Муха летит вверх, вправо, влево и т.д., перемещаясь по полю» с задачей поймать ее (хлопнув по столу) когда она вылетит за пределы квадрата.
10
Развитие избирательности и концентрации внимания, удержание программы, способности к переключению.
Таблица Шульте.
Суть методики Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте представляет собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача игрока — назвать все элементы в правильном порядке, показав на них. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.
Необходимо обрабатывать по 10-15 таблиц в день. С развитием навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8.
Проводить тест Шульте в несколько этапов: показать и назвать цифры по порядку. Показать и назвать объекты в обратном порядке. По возрастанию и по убыванию.
На усложнение предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом: Назови и покажи все красные цифры. Назови и покажи все чёрные цифры. Показывая красные, используй прямой счёт. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Таблицы согласно возраста ребенка и изученным им цифра можно делать самим. Также таблицы Шульте есть в интернете, в том числе в варианте он-лайн.
11
Развитие произвольной регуляции и контроля в речевой сфере. Развитие речемыслительных функций.
«Сохрани секрет»

Подсобный материал: перечень слов;
Процедура проведения: ведущий произносит разные слова, а игроку нужно четко их повторять. При этом задается условие («секрет»): например, нельзя повторять названия цветов; услышав название цветка, необходимо хлопнуть в ладоши один раз.
Окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга, кружка, чайник, птица, тумба, роза, блокнот, тетрадь, ручка Читать далее

Варианты «секретов»:
- нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
Забота, пахота, льгота, работа, монета, радость, горе, спор, равнодушие, палата, афера, лопата, лепота, решета, минута, Читать далее

- нельзя повторять слова, начинающиеся (с гласной буквы: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я). Лучше составлять слова с включением «проблемных» букв. (с гласного звука - [и], [ы], [у], [э], [о], [а])
Автомобиль, единство, борьба, букварь, одиночество, изумруд, буран, общение, весна, абажур, врач, игра, всадник, пилот, Читать далее

- нельзя повторять наименования чувств;
Окно, стул, ромашка, ириска высокомерие, безнадежность, просо, плечо, шкаф безопасность, безразличие, василек, книга, Читать далее
- нельзя повторять наименования «плохих» чувств;
(После упражнения на внимании: какие чувства ты можешь повторить по памяти?)
амбиции, высокомерие, апатия, безнадежность, безопасность, безразличие, беспокойство, беспомощность, бессилие, Читать далее

Варианты:
- нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т.д.
Усложнение задания: впоследствии можно перейти к игре с одновременным использованием двух правил, например:
1) нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком, и
2) нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или — зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
И этой игре важно менять «секреты»!
12
Формирование и увеличение памяти.
Зоопарк.
Перед игроком выкладывается серия карточек с животными (предметами), которых он должен запомнить — это его зоопарк. (можно использовать любые карточки с любыми изображениями). Можно проговорить название животных вслух. Затем, игрок закрывает глаза, а ведущий убирает две любые карточки, предлагая игроку, угадать какие именно животные у него из зоопарка сбежали, найти их и вернуть в зоопарк. При этом все карточки мы меняем местами. Количество карточек (животных зоопарке постепенно увеличивается). (Можно играть с любыми другими карточками: – вещи в шкафу; продукты, магазин. и т.д.).